Советы

Микеле де Лукки: пять мыслей о свете, труде и чувстве будущего

Микеле де Лукки (Michele de Lucchi, р. 8 ноября 1951), выдающийся итальянский архитектор, дизайнер и теоретик, рассказывает о памятниках нынешней цивилизации и новых формах света 

О революции в свете Свет — самая неуловимая и неосязаемая материя . И при этом он — лучший элемент, чтобы передать чувство бесконечности и чувство будущего, у которого никогда не было начала. Лампа наглядно показывает и доказывает изменения своей эпохи и стиля жизни. И как раз в световой области технологии изменили все к лучшему. Хотя часто я наблюдаю, как технологии применяют ради них самих, без прямой необходимости что-либо серьезно модифицировать и придавать вещам новые свойства. 

Микеле де Лукки на выставке в бутике Bottega Ghianda, где он выступил куратором и арт-директором, 2017

Сейчас же главная задача состоит в том, чтобы любой декоративный светильник выглядел хорошо как снаружи, так и изнутри, потому что нынешние светодиодные источники света это позволяют. Раньше я начинал проектировать, отталкиваясь от формы лампы, которая будет внутри светильника (так было с классической лампой Tolomeo), но нынче все изменилось коренным образом. Сейчас это нельзя сделать, даже если захочется, поскольку светодиод — это просто точка. А вы как дизайнер не можете нарисовать точку света. То есть нужно проектировать совершенно отличным от прежнего способом. Раньше лампу в своем роде «одевали», давали ей платье в виде абажура. А сегодня нужно придумать целую систему света: такую форму, которая будет сиять каждой своей деталью. И в этом смысле теперь у светильника не может быть привычной, общепринятой формы, как раньше. У каждого проектировщика появилась беспредельная свобода.

Об устойчивом дизайне в архитектуре Быть архитектором означает постоянно думать об устойчивом дизайне. Это способ принадлежать тому времени, в котором мы живем. Иначе наша планета просто исчезнет. Я всегда говорю тем архитекторам, с кем работаю: мы должны быть сначала поодиночке, потом вместе. Вместе, и снова поодиночке. Это означает, что каждый архитектор должен уметь выражать собственные идеи и мысли. Но также он должен четко понимать, что происходит не только в его голове, но и вокруг нас. Вы не можете быть независимым от мира. Архитектор должен находиться в центре мира, вглядываясь внутрь себя – для того, чтобы лучше понимать других.

Похожее:  Винченцо де Котис: пять мыслей об искусстве

Светильник Ipno для Artemide, 2018. «Моей задачей в данном случае было совместить современный источник света и классическую форму ломбардского светильника».

Мои последние разработки в этой области устойчивой архитектуры – проект Earth Station, серия зданий нового типа, которые стали возможны благодаря современным технологиям. Эти здания будут пространством, где люди испытывают положительные эмоции. Архитектура должна искать образы положительного будущего. Вероятно, что это теперь ее основная задача: поддерживать позитивный настрой по отношению к будущему. Когда мы проектируем здание, это не просто некая функциональная постройка. Оно должно быть таким, чтобы пребывание людей в нем было желаемым и удобным. Но еще важнее с его помощью символически предвидеть будущее. Эта идеалистическая составляющая очень важна, без нее вы будете топтаться на месте. Нужно не просто строить дома, а возводить памятники нашей цивилизации. Проект Earth Station и задумывался как такой монумент.  

В 2019 году в Милане в шоу-руме Poltrona Frau Микеле де Луккки представил свою концепцию Earth Station — утопических рабочих станций, которые помогут человеку быть ближе к природе даже во время работы.

О трансформации офисов Как наше сосуществование в офисах может быть более творческим и стимулирующим? В месте, где вы работаете, важен не стол, а само пространство, которое его окружает. То, что вам видно из-за этого стола, как вы к нему подходите, что встречаете на пути. Парадокс состоит в том, что именно сам путь, который человек преодолевает по пути к своему рабочему месту, играет большую роль, чем оно само.   

Наши дома и апартаменты, на мой взгляд, со временем будут становиться все более частными, а в офисах станет происходит гораздо больше встреч, обмена идеями. Свет, атмосфера, влажность, температура: все эти компоненты могут превратить офис в пространство, полное стимулирующих факторов. Рабочее пространство может и должно стать местом, вдохновляющим, а не подавляющим. В нем определяющей должна стать подвижность. Но подвижность не смысле перестановки одинаковых модулей, а в смысле обретения возможности иметь миллион различных решений.  

Похожее:  Фабио Новембре: 7 мыслей о дизайне

Кофеварка Pulcina для Alessi, 2015.

О профессии дизайнера Всю жизнь, сколько себя помню, я проектировал и рисовал. Ручкой, карандашом, акварелью.  Я до сих пор с удовольствием у себя в мастерской беру пилу и выпиливаю какие-нибудь объекты из дерева: это выглядит вполне радикально. Некоторых это даже поражает больше, чем в свое время мои объекты для «Мемфис». Тогда дизайнеры добивались взрывной общественно реакции с помощью цвета и непривычных форм. Сейчас это можно сделать, просто взяв в руки молоток.  Красота нынешнего мира состоит в существовании множества концепций и взглядов на создание вещей, и все они одинаково важны. Будем учиться жить с этим огромным количеством способов думать и делать.  

Столики Polar.

О природе вещей Любопытно: животные делают свои жилища по одному образцу, и передают это умение. Человек придумывает вещи и дома разными, и что более интересно, иногда в них нет даже нет прямой необходимости. Люди постоянно ищут определения для того, что они делают, и прежде всего в эстетических категориях. Человека интересует в объекте целостность. Не пространство делает вещи, а вещи придают смысл пространству. Проектировать пространство – значит, создавать контекст, в котором предмет обретет более глубокий смысл. Мы создаем вещи,  существующие в искусственном поле: мы сами наделяем их смыслом, значением и ценностью. Существует огромная разница между обычными объектами и теми, что считаются бесценными. Мы наделяем вещи характером, индивидуальностью, оригинальностью и особенными свойствами. Даже здание сейчас может быть разновидностью предмета, внутри которого находятся другие предметы. Таким образом они коммуницируют с историей. 

Декоративный объект Torre T4

Ваза для фруктов Petali

Мост, ведущий на экспозицию миланской Триеннале, 2004-2007.

Стол Burgundy.

Настольная лампа Oceanic.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»